Знакомая неврач недавно задала вопрос, как можно вообще пойти ко врачу так, чтобы не начать с ним кофликта. Я ее сначала не поняла, а потом она мне рассказала историю своего мужа, которая меня, честно говоря, крайне удивила. В безалаберных врачей я ж не верю, хотя и знаю, что они существуют... Нет, не так. Я знаю, что Дед Мороз существует, а вот что безалаберный врач существует - я не верю. Вот. Как-то так. Я долго пытала знакомую про все подробности безалаберного уролога (уролога!), а потом под конец выяснила, что первое, что сказал ее замечательный муж своему лечащему врачу, что он не верит, что ему могут помочь. И тут сработал человеческий фактор... В общем, по памяти...

Задумалась я тут вовсе не над фактором, а как все же сократить возможность этого фактора и возможность предвзятого отношения к пациенту. Ведь мысли то у нас в первую очередь какие будут. Пациент не верит в медицину, он негативно настроен, а значит, как ни старайся, прогноз на лечение такое пациента уже на 2/3 ухудшается. И тут в силу человеческого фактора уже тратить силы на больного не хочется, так как подсознательно понимает, что выложиться на него придется по полной, а он даже «спасибо» не скажет.

Еще есть пациенты, которые приходят и начинают задалбывать вопросами, а что, а почему, а доктор, у меня АЛТ не 40, а 41, я умру? В общем, ипохондрики разной степени тяжести. Ипохондриков у нас примерно процентов 30 больных точно и занимают они процентов 80 нашего рабочего времени чаще всего, а когда их выпихиваешь из кабинета, присылают таких же ипохондричных родственников, которые продолжают мучить мозг, а времени на часах без 15 минут 4, до конца рабочего дня 30 минут, до чего-нибудь важного полтора часа, а дневники не написаны. Как-то так рождается нелюбовь к родственникам пациентов, да и к самим пациентам тоже.

Другие приходят, задают вопрос правильный, слушают-слушают-слушают, а потом говорят великую фразу: "А я в от в Интернете читал...". Я даже описывать свои ощущения не буду от этой фразы. Пациента хочется выписать сразу, потому что обычно за этой фразой лично меня пытались научить лечить больного правильно, по-интернетовки.

Самые раздражающие это люди, которые непонятно зачем явились в больницу поскандалить, когда у них на руках тяжело больной. Тут случай... Дежурила я еще тогда терапевтом чуть ли на 4-5 моем дежурстве. Звонят из приемного, говорят, что в "тяжелом" состоянии привезли бабушку с гиперкризом, а с ней родственница, голос орущей родственницы я слышала в трубку и точно знала, что орет она в коридоре. Спускаюсь, поворачиваю в коридор приемного, а с другого конца на меня "девушка, вы что, идти быстрее не можете". Не обращаю внимания, я ж не девушка, яжеврач. Не обращая внимания на орущую бабу, осматриваю и общаюсь с пациенткой, которая, к слову, милый божий одуванчик, давление у бабушки нормальное уже к моменту осмотра, чувствует она себя хорошо, хоть и слабость, предлагаю госпитализироваться, бабушка отказывает, а вот родственница... продолжает орать уже на меня, что я отказываю в госпитализации пожилому человеку, что я такая сякая, она на меня жалобу напишет, что в минздрав позвонит (позвонила, кстати), что все мы тут сволочи и работать не хотим (ага, у нас полный коридор народу, инсульт в коридоре лежал, а мы ГБ занимаемся, работать точно не хотим), под конец мне сказали, что я наркоманка. Я ей предложила успокоительного и госпитализацию. На сем и закончили. А мораль сей басни такова, что если вы очень сильно боитесь за своего родственника, а его не кладут в больницу, в которую его доставила скорая, не надо выносить мозг врачам своими орами. В случае адекватного врача это не поможет и в лучшем случае уходят такие люди марать бумажки, в худшем - выводит охрана. Почему не положить, если настаивают? Все просто. Дежурному врачу в лучшем случае оставляют 2-3 койки в каждом отделении (если из много), причем в период 24/365 чаще всего 1-2 койки из трех будут в коридоре. Историчные родственники с не подходящими для госпитализации родственниками чаще всего дожидаются чудесного ночного времени, когда койка в палате уже занята, значит ляжет такой больной в коридор, а следовательно - приветмозг-прощаймозг дубль 2. Оры уже на другую тему, вызов ответственного по больнице, походы по палатам в поисках койки, которые в 97% безрезультатны. Вампир-родственник уходит не с чем, а пациента мы уже жалеем не потому, что он болен, а потому что семья у него дерьмо. Скажете, что 97 это не 100? Так те 3 процента приходятся на самовольные уходы домой после вечернего обхода врача и медсестер или на отпросившихся больных, которых из-за таких вот родственников по утру приходится выписывать. Но самое обидное не это. Самое обидное именно то, что чаще всего эти орущие родственники привозят пациентов, которые действительно не нуждаются в госпитализации. На моем дежурантском веку была лишь одна пациентка, которую привезли с невралгией, а там оказался самый настоящий обширнейший инфаркт. Но причина, по которой родственники настояли на госпитализации, была вовсе не в болях, а что маме пора обследоваться, а тут такой случай, да еще с доставкой по порога больницы. В общем, чисто случайно настояли, повезло.

Еще один контингент родственников - родители. Мне с ними приходилось сталкиваться, так как в нашей городской больнице, где я раньше работала, есть отделение детской хирургии. Неужели так сложно понять, что ребенка, который боится, очень сложно смотреть? Неужели так сложно догадаться, что ваши крики и недовольный голос пугают вашего же собственного ребенка, в врача отвлекают? Нет, не сложно? Ну, и орать тогда тоже не надо. К сожалению, большинство родителей так бояться за своих чад, что врачам работать мешают.

Отдельной категорией выступают вруны, на которых ты тратишь время и реактивы, время мед. персонала, которые ничем не больны и которым просто нужна справка, чтобы не ходить сегодня на работу. Ничего лучше, чем отнять пол часа времени в пять утра у дежурного врача это люди придумать, обычно, не могут. Когда начинаешь писать пустой осмотр и аккуратно намекаешь им на то, что чувак, ты здоров, а на твоем осмотре я сейчас поставлю время, в которое я тебя смотрела, просят не ставить. Или просят дать им справку на отгул. Некоторые суют деньги (и некоторые врачи берут деньги, не спорю), некоторые закатывают истерику и прикидываются безумно больными.

И последнее... Эти доставляют больше всех предыдущих вместе взятых. Пофигисты, ходящие по врачам. Пришел ко врачу, послушал, поделал недельку, а потом снова пивасик, солененькое, жареное, жрать-жрать-жрать. Пришел ко врачу, сказали мазать и ограничить в физической активности а он такой, спортом заниматься, снег чистить, а потом оп-па-па, и сердечко ёк-ёк, а он снова ко врачу, мол чего такое с ним? Выспрашиваешь, а оказывается, вчера вечером он в тренажОрочку забурился, а потом с пацанчиками по пивасику, а сегодня снова за здоровый образ жизни - снег чистить. Ляпота. Честно, я бы с таких пациентов брала полный отказ от всяческого медицинского лечения и заявление об отказе обращаться ко врачу вообще. Но не законно это, увы....

А вообще людей надо любить, все мы с бревнами в глазах ходим... Как расположить к себе врачей расскажу потом.